Всенощное бдение — торжественное богослужение, которое совершается в ночь накануне воскресных дней, великих и средних праздников, хрмовых и особо почитаемых святых, «Аще восхощет настоятель, творим бдение», как указывает Типикон.
Великие праздники:
- Рождество Иоанна Крестителя 7 июля,
- Усекновение главы Иоанна Крестителя 11 сентября,
- свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла 12 июля,
- Обрезание Господне и память св. Василия Великого 14 января,
- Покров Пресвятыя Богородицы 14 октября.
Средние праздники:
- день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 9 октября,
- св. Иоанна Златоуста 26 ноября,
- св. Николая Чудотворца 19 декабря,
- Трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго 12 февраля,
- св. Георгия Победоносца 6 мая и второй день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 21 мая.
Начинать всенощную положено «немного спустя после захода солнца». По восточному счету времени это будет 1-й час ночи. Таким образом, всенощная естественно начинается с наступлением ночи праздника.
Слово «бдение» значит «бодрствование», то есть провождение времени без сна. Всенощное бдение и ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшего Христа. Возглас иерея в конце всенощного бдения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» относится к появлению первых солнечных лучей на востоке при наступлении утра. В некоторых местах, как, например, на Афоне, всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь. В большинстве же современных монастырей и особенно в приходских храмах бдение, по немощи людской, а также несомненно и по крайнему небрежению к соблюдению устава и церковной молитве, сокращаясь все больше и больше, доведено до минимума продолжительности, чего признавать законным, конечно, нельзя.
Всенощное бдение – богослужение составное, состоящее из трех неразрывно связанных, соединенных в одно последований: Вечерни, Утрени и Первого часа.
В богослужебных книгах слово «бдение» иногда заменяется словом «собор» указание на то, что это богослужение, ради большей торжественности, совершается целым собором священнослужителей. Например, нередко встречается в Типиконе и в Минеях такое выражение: «совершается собор, идеже лежат мощи его и идеже храм его», то есть там, где почивают мощи данного святого, или храм посвящен его имени, следует по уставу совершать всенощное бдение. Слово «бдение» также иногда в богослужебных книгах заменяется греческим названием «агрипния» (αγρυπνια).
Источники:
профессор Михаил Николаевич Скабалланович. Толковый Типикон
архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика