Всенощное бдение

Всенощное бдение — торжественное богослужение, которое совершается в ночь накануне воскресных дней, великих и средних праздников, хрмовых и особо почитаемых святых, «Аще восхощет настоятель, творим бдение», как указывает Типикон.

Великие праздники:

  • Рождество Иоанна Крестителя 7 июля,
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя 11 сентября,
  • свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла 12 июля,
  • Обрезание Господне и память св. Василия Великого 14 января,
  • Покров Пресвятыя Богородицы 14 октября.

Средние праздники:

  • день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 9 октября,
  • св. Иоанна Златоуста 26 ноября,
  • св. Николая Чудотворца 19 декабря,
  • Трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго 12 февраля,
  • св. Георгия Победоносца 6 мая и второй день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 21 мая.

Начинать всенощную положено «немного спустя после захода солнца». По восточному счету времени это будет 1-й час ночи. Таким образом, всенощная естественно начинается с наступлением ночи праздника.

Слово «бдение» значит «бодрствование», то есть провождение времени без сна. Всенощное бдение и ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшего Христа. Возглас иерея в конце всенощного бдения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» относится к появлению первых солнечных лучей на востоке при наступлении утра. В некоторых местах, как, например, на Афоне, всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь. В большинстве же современных монастырей и особенно в приходских храмах бдение, по немощи людской, а также несомненно и по крайнему небрежению к соблюдению устава и церковной молитве, сокращаясь все больше и больше, доведено до минимума продолжительности, чего признавать законным, конечно, нельзя.

Всенощное бдение – богослужение составное, состоящее из трех неразрывно связанных, соединенных в одно последований: Вечерни, Утрени и Первого часа.

В богослужебных книгах слово «бдение» иногда заменяется словом «собор» указание на то, что это богослужение, ради большей торжественности, совершается целым собором священнослужителей. Например, нередко встречается в Типиконе и в Минеях такое выражение: «совершается собор, идеже лежат мощи его и идеже храм его», то есть там, где почивают мощи данного святого, или храм посвящен его имени, следует по уставу совершать всенощное бдение. Слово «бдение» также иногда в богослужебных книгах заменяется греческим названием «агрипния» (αγρυπνια).

 

Источники:

профессор Михаил Николаевич Скабалланович. Толковый Типикон 

архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика