Шестопсалмие

Шестопсалмие открывает утреннюю часть всенощного бдения.

Шестопсалмие, по-гречески εξαψαλμος «экзапсалмы», состоит из шести псалмов и начинается чтением троекратного ангельского славословия: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2, 14) и двукратного молитвенного воззвания чтеца: «Господи, устне моя отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою»

В состав шестопсалмия входят:

  • 3 «Господи, что ся умножиша»,
  • 37 «Господи да не яростию»,
  • 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю»,
  • 87 «Господи Боже спасения моего»,
  • 102 «Благослови душе моя Господа»,
  • 142 «Господи услыши молитву мою».

Вот как описывает Типикон в 9-й главе: «Глаголется шестопсалмие тихим гласом и легким, косно (не спеша), и во услышание всех. Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу невидимо, и не имать кто власти шепоты творити, ниже плюнути или хракнути, но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную».

Шестопсалмие разделяется на две части славословием в честь Св. Троицы. После первых трех псалмов читается: Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе Боже, трижды, Господи, помилуй: трижды и опять Слава, и ныне: и следующие псалмы. В заключение читается только Слава, и ныне: и троекратное: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе Боже.

Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю, хотят сказать, что, собственно, следовало бы исполнить ее всю, как делали подвижники по ночам. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (ср. Пс. 3, 8; 62:6) от увеличения преследований (ср. Пс. 3:2, 3; 37:7, 8 и д.; 87:4:5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс. 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида (и в евр. Библии), исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть, пс. 62) или Авессалома (пс. 3; 142), отображая в себе духовный рост певца во этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют ввиду ночь и утро (Пс. 3, 6: «Аз уснух и спах, востах»; Пс. 37, 7: «весь день сетуя хождах», ст. 14: «льстивным весь день поучахуся»; Пс. 62, 1: «к Тебе утренюю», ст. 7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; Пс. 87, 2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст. 10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст. 13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя – и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; Пс. 102, 15: «дние его яко цвет сельный»; Пс. 142, 8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Грустные псалмы чередуются с радостными, причем для первых естественно выбраны четные места.

Псалмический материал шестопсалмия несколько умножен, в конце каждого псалма повторяется наиболее характерное или подходящее к утренней службе место.

Шестопсалмие с предшествующими ему стихами: «Слава в вышних» и «Господи устне», как важнейшую часть службы, Типикон назначает читать предстоятелю. В бытность Арсения Суханова (XVIIв. Русский церковный и государственный деятель, дипломат, писатель и книжник, иеромонах, строитель (распорядитель) московского Богоявленского монастыря, келарь Троице-Сергиева монастыря. Совершил несколько путешествий на Восток. Автор «Прений с греками о вере» и «Проскинитария») на Востоке шестопсалмие читал патриарх.

Источники:

профессор Михаил Николаевич Скабалланович. Толковый Типикон 

архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика